Новые правила оспаривания кадастровой стоимости

 НОВЫЕ ПРАВИЛА ОСПАРИВАНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ.

Кадастровая стоимость

В июле 2016 года принят Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон об оценке). Закон вступает в силу с 1 января 2017 года (кроме статьи 19 о внеочередной государственной кадастровой оценке). Кроме того приняты еще два федеральных закона (№360-ФЗ, №361-ФЗ – оба от 03.07.2016 года), существенно меняющих порядок определения и оспаривания кадастровой стоимости.

Изменение №1: на установление новой кадастровой стоимости оценщиками введен мораторий до 2020 года.

С даты вступления в силу закона (с 15.07.2016 года) приостанавливается действие статей 24.12-24.17 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в которых речь идет об определении кадастровой стоимости согласно действующему порядку.

Статья 19 Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определила, что с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года применяется кадастровая стоимость, действующая на 1 января 2014 года. Если в это время кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения – то с 1 января того года, в котором она впервые начала действовать.

Казалось бы, это должно означать, что кадастровая стоимость того или иного объекта останется неизменной до 2020 года. Однако это не так. В течение срока действия моратория органы исполнительной власти вправе самостоятельно определить виды недвижимости или категории земель, для которых кадастровая оценка будет проводиться в соответствии с новым законодательством (ч. 4 ст. 24 ФЗ от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»). Следует, что формально мораторий распространяется только на проведение оценки оценщиками. Таким образом, как только начну действовать бюджетные учреждения, они смогут проводить оценку и устанавливать новую стоимость.

Изменения №2: С 1 января 2017 года оценочные компании оценку проводить не могут. Теперь это только бюджетные учреждения.

Функции по проведению кадастровой оценки передаются специальным бюджетным учреждениям, полномочия таким учреждениям предоставляются исполнительными органами субъекта РФ, будь то администрация края или областное правительство и т.д. Вопрос создания таких учреждений уже решается.

Скорее всего, под ударом окажется «независимость» оценки, поскольку вновь созданные учреждения помимо определения кадастровой стоимости при проведении ГКО, предоставления разъяснений по вопросам определения кадастровой стоимости, систематизирования информации о рынке недвижимости, будут еще наделены полномочиями рассматривать обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Изменения №3: новая процедура исправления ошибок.

По итогам определения бюджетными учреждениями кадастровой стоимости, в форме электронного документа будут составляться промежуточные отчетные документы (проекты отчета об оценке).

Учреждения будут размещать их на своем официальном сайте в течение трех рабочих дней со дня составления промежуточных отчетных документов, и сообщать об этом в Росреестр. Росреестр в течение 10 рабочих дней со дня получения такого отчета проверяет их на соответствие требований к отчету. После проверки промежуточного отчета и устранения несоответствий Росреестр размещает в фонде данных ГКО сведения и материалы из промежуточного отчета и их месте размещения на официальном сайте бюджетного учреждений на 60 дней. Это время выделено специально для предоставления замечаний, вязанных с определением кадастровой стоимости. Таким образом, обратившись в такое бюджетное учреждение , можно будет исправить ошибки на стадии утверждения кадастровой стоимости.

Изменения №4: сокращен перечень обязательных документов для обращения в комиссию.

Закон устанавливает всего три обязательных документа, которые необходимо приложить к заявлению об оспаривании кадастровой стоимости, при добровольном обращении в комиссию.

Это выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект, отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа. Можно приложить другие документы.

При обращении в комиссию не понадобится экспертиза отчета, как раньше. При этом необходимо учитывать, что при подготовке иска в суд важно учесть, что заявление должно соответствовать общим требованиям и содержанию административного искового заявления, установленным ст. 125 КАС РФ. Кром того, как и раньше необходимо соблюдать условия, указанные в ч. 2 ст. 246 КАС РФ.

Изменения №5: отмена обязательного досудебного порядка.

В связи с большим количеством отказов комиссий при рассмотрении заявлений многие стали считать комиссию лишним звеном в процедуре изменения кадастровой стоимости.

Теперь в ФЗ «О государственной кадастровой оценке» прямо указано, что для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (ч. 1ст. 22). Отмена досудебного порядка – положительное явление.

Таким образом, то, что снято еще одно ограничение, можно оценить позитивно. Снизить стоимость, установленную государственной оценкой, проведение которой будет начато после вступления закона в силу, можно будет без соблюдения досудебного порядка. Его отсутствие не будет препятствием для рассмотрения в суде.

Есть вопросы к юристу? Обращайтесь к нам за ответом!

Image Первичная консультация для каждого клиента проводится бесплатно.

Помощь юриста

Жилищные дела Защитим ваши интересы в суде!

ImageВ этой сфере, из-за некоторых сложностей могут возникнуть споры даже среди юристов.
Решение жилищных споров

Арбитражные суды Защита юридических лиц!

ImageЭта тенденция связанна со стремительным расширением торгово-рыночных отношений.
Арбитражные споры